Роман Виктюк

Роман Виктюк. Триумф индивидуальности.

29 октября 2006 года Роман Григорьевич Виктюк отметил свой юбилей.

Культовый режиссер современной сцены, Виктюк начал практиковать театральные эксперименты еще в школе, распределяя роли среди одноклассников и друзей. Сегодня на счету «театрального радикала» более 120 спектаклей и десятки наград. Виктюк - единственный из режиссеров-иностранцев награжден престижной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.

Имя Великого славянского режиссера Виктюка получило известность в 1980-е годы - именно тогда на сценах столичных театров появились его первые работы, ныне вошедшие в золотой фонд театральной культуры. Он создал «Царскую охоту» Леонида Зорина в театре им. Моссовета, «Татуированную розу» Тенесси Уильямса во МХАТе, «Мелкого беса» Федора Сологуба в рижском Русском драматическом театре, «Игроков» Гоголя на телевидении, «Анну Каренину» в театре им. Вахтангова, а «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской, запрещенные властями, сделали его кумиром вольнодумной интеллигенции.
Триумфом и личным творческим манифестом мастера принято считать постановку пьесы Жана Жене «Служанки». Виктюку удалось создать неповторимый, зрелищный театр, с обилием музыки, танцев и исключительно яркой внешней театральностью. Эта работа принесла ему всемирную известность: с триумфом пройдя по подмосткам театров Европы и Америки, спектакль получил восторженные отзывы зарубежной критики, а у себя на родине сделал Романа Виктюка одним из самых узнаваемых театральных деятелей.
Сила и смысл творческой индивидуальности Виктюка в его постоянном стремлении прикоснуться к тайнам Любви, выходящей за рамки обыденности. «Какой бы ни была любовь - невозможной, неосуществимой, запретной, страшной, губительной, - она все равно накапливает добро в этом мире, накапливает человечность, накапливает взаимопонимание», - считает режиссер, первым заговоривший со сцены о бестелесной природе великого чувства. В 90-е годы появляется ряд работ, ставших театральными сенсациями десятилетия: «M. Butterfly» по пьесе Д. Г. Хуана, «Саломея» по Оскару Уайльду, «Лолита» по Набокову, «Рогатка» Николая Коляды. Еженедельник «КоммерсантЪ» писал: «Был создан не просто новый театральный стиль, но новый образ жизни в русском искусстве. Создатель имел право претендовать не на краткосрочный успех, а на забронированное место в истории».
В нынешнем году Московскому государственному театру Романа Виктюка исполнится 10 лет. В его репертуарной афише более 10 спектаклей, среди которых сам режиссер выделяет «Давай займемся сексом!» Валентина Красногорова, «Любовные игры» Ханох Левина и «Заводной апельсин» по роману Энтони Берджеса. Новый этап творчества мастера критика называет открытием эпохи театрального психоанализа, когда на смену театру зрелищному приходит театр эмоциональный.

ЮБИЛЕЙНАЯ ПРЕМЬЕРА!
«Масенькие супружеские преступления»

комедия

Драматург: Габриэль Запольская
Перевод: Юрий Лоттин
Режиссер: Роман Виктюк
Сценография: заслуженный художник России Владимир Боер
Костюмы: Алик Зингер
В главных ролях: заслуженный артист России Олег Исаев, заслуженная артистка России Людмила Погорелова, Дмитрий Малашенко, Анна Подсвирова, Эдуард Доронин

К празднованию своего юбилея Роман Виктюк готовит премьеру. В качестве праздничного сюрприза он собирается преподнести комедию польской писательницы Габриэль Запольской «Масенькие супружеские преступления». Новая постановка выдающегося «радикала» обещает стать театральным бестселлером уходящего года по ряду причин.

Виктюк, как режиссер, впервые обратился к творчеству зарубежного драматурга женщины. И это не случайно. Габриэль Запольская (1860-1921) - выдающийся польский драматург, оказавший огромное влияние на славянскую и французскую культуру конца XIX начала XX веков, автор более 20 пьес. В России, к сожалению, известна только одна из них – «Мораль пани Дульской», которая, хотя и шла в различных театрах почти 30 лет, является далеко не лучшим ее произведением. Роман Виктюк, прекрасно знакомый с творчеством пани-драматурга по оригиналам, убежден, что отечественная театральная культура много потеряла, игнорируя произведения драматурга такого уровня, как Запольская. Режиссер претендует на право подлинного «первооткрывателя» имени Запольской в России, так как выбрал для постановки одну из лучших пьес практически неизвестного в России автора, переведенную на русский язык, специально для него, в 2005 году.

Тема пьесы – брак, вернее его маленькие тайны и большие секреты. Две супружеские пары проводят несколько дней в украинском поместье. Мушка и Витольд – молодожены, а Лулу и Анатоль близки к серебряной свадьбе. Умудренная жизнью Лулу уверена, что брак сродни карточной партии, в которой главное - иметь на руках побольше козырей. Она провоцирует остальных на безобидный флирт….
Режиссерские новации Виктюка широко известны. Сохранив фабулу пьесы в полной неприкосновенности, мастер наполнил оригинал собственным видением, превратив комедию о браке в глубоко философское размышление о вечной тайне взаимоотношений ДВОИХ.

Сценография Владимира Боера, поставившего с Виктюком более 200 спектаклей, - антитеза изысканным будуарам пани-драматурга. Используя современные конструкции, он переносит героев в некое «тургеневское» пространство – золотой небосвод, сверкающая радуга, опавшие листья под ногами. Антураж художника предельно символичен, но что может быть многограннее символа!
Для работы над костюмами, впервые в истории современного отечественного драматического театра, был приглашен зарубежный профессионал из мира Высокой моды, известный американский дизайнер Алик Зингер. Зингер создал к спектаклю около 40 костюмов, которые сами по себе можно считать изысканной коллекцией «от кутюр», только уже театрального. Костюмы Зингера, отмеченные яркой индивидуальностью модельера, органично вписываются в общий контекст режиссуры и сценографии.
Габриэль Запольская и Роман Виктюк. Женщина-драматург и мужчина-режиссер. Совпадают ли их взгляды на супружество? Виктюк, как всегда, непредсказуем, и зрителю еще раз предстоит в этом убедиться.

*****

РЕКЛАМА СПЕКТАКЛЯ

 

     2008 Гранд Интер Гала